суббота, 27 марта 2010 г.

Об авторском праве

      Я уже когда-то давно поднимала эту тему, но той записи уже нет, зато появились новые мысли и новые факты. Меня на это размышление подвигло несколько факторов: уход из вышивального бизнеса Терезы Венцлер, статья перед «Формулой Рукоделия», а также приход на «Девичник» Стояновой. А теперь немного подробнее.
     Случайно наткнулась на американский форум почитателей таланта Венцлер. И, конечно же, она сама там была. Я очень уважаю её как художника, так и как дизайнера. Несмотря на всю трудность её работ, они прекрасно проработаны и являются образцом качественной вышивки. И тут она объявляет, что устала и финансово не тянет, в связи, с чем уходит. Конечно, её старые схемы можно купить, но новых разработок не будет. Для меня это было неожиданным известием. И мне стало неудобно. Вот автор, он создаёт прекрасные работы и просит за них деньги, чтобы на эти деньги жить, это нормально. Но пиратство и кризис вносят свои коррективы. И независимые авторы не могут полностью содержать себя и свою семью на деньги от продажи своих работ. Но больше всего меня удручает жестокость рукодельниц к авторам. Приведу лишь два примера, которые меня потрясли. Первый связан с Мартиной Вебер, которая написала открытое письмо вышивальщицам из России, в котором указала, что сама испытывает тяжелые времена: у нее болен отец, поступает дочь и за всё это надо платить. И когда на неком форуме произвели выдержку этого письма, то кто-то очень жестоко ответил: «А нам то, какое дело до её проблем». Конечно, огромное количество людей не слышало о таком дизайнере, но дело происходило в теме связанной с работами Мартины. Конечно, огромное количество людей не слышало о таком дизайнере, но дело происходило в теме связанной с работами Мартины. Для подавляющего большинства рукодельниц вышивка – досуг и скажем так роскошь. Мы можем без нее обойтись. Это если смотреть глобально, а для дизайнера – это хлеб. И с этим связан второй эпизод. На неком портале начали отшивать «оберег дома» Млодецкой. И тут из не откуда берется девушка, которая начинает рассказывать всем, что вот Млодецкая в своей переписке прокляла всех, кто шьет этот дизайн подбором. Мало того, что явно порочат дизайнера, так еще и неправильно толкуют его слова. Ну, наболело у тебя – сходи, напиши, но не надо влезать в тему и кричать – не вышивайте, она – плохая. Как-то грустно от этого. И в заключении о дизайнерах, о Стоянке. Она пришла на «Девичник» и напрямую спросила людей, которые собирали её схемы: « И что же получается?» И всем сразу стало стыдно, стыдно, когда тебя ловят за руку. Ведь со временем считаешь, что дизайнер безличностен. Что там кто-то, но ты его никогда не узнаешь, а он тебя. И вдруг он возникает перед тобой. И не требует, просит дать ответ. И это не то, чтобы неприятно, от осознания, что вот ты вроде как сэкономил и своровал, лично у меня на душе становится гаденько.
Но авторское право, всё-таки палка о двух концах. Существуют еще и рукодельницы. Перед выставкой «Формула рукоделия» на сайте журнала была статья об авторском праве и о том, что пиратским распространением рукодельницы уничтожают индустрию изнутри. С одной стороны – верно, с другой, люди, писавшие это, слабо себе представляют ситуацию в регионах. Одна девушка, рассказала, что у них в городе только один магазин рукоделия. И как монополист он диктует свою политику. К примеру, бисерная икона там стоит 1800. И соседка девушки, у которой нет интернета, с мизерной песни покупает этот набор, чтобы порадовать себя! И вот тут проявляется вторая сторона палки о двух концах. Многие не могут позволить себе дорогие наборы, а многие русские кампании начали выпускать ой какие наборчики, но они хотят вышивать. Они могут шить Гаммой, на качественной русской канве, но им навязывают набор. Зачем ей набор – ей нужна черно-белая схема с ключом, чтобы вышивальщица могла подобрать и вышить. И схема, за реальные деньги. А не полотно «Взятие Казани» за 2-3 тысячи рублей. Та же Стоянова продает свои наборы очень и задорого. Притом их практически нигде нет. Странно, что еще никто не дошел из наших производителей, чтобы за 50-100 продавать схему. Просто схему. И не только из-за того, что так набор смогут позволить больше народу, еще есть и снятые с производства наборы. И как тут быть? Вот сняли, к примеру, полевую серию с паспорту от Золотого Руна. А тут человек стал вышивать меньше года, и он не успел купить наборы, и ни у кого нет. Что ему остается? Правильно, пиратство! Или он реально не может купить, так как эта американская схема и за рубеж её не отправляют. Вариантов – много. Но и тут есть свои минусы, точнее минус, но огромный – хомякоз. Как часто я видела в поиске схему из набора за 150 рублей, и огромное количество народу её искало. Притом многие могли её купить, но зачем, я просто так хочу. Вот сейчас и ничего не вкладывая. Мне она конечно не нужна и я её просто положу на годы в дальний угол. Но я хочу и всё. Вот это страшно. Нет, я сама хожу туда, где раздаются схемы. И у меня на компьютере есть папка со многими скачанными схемами и даже сейчас я вышиваю по отсканированной схеме, а не по родной или не по набору. Плохо? Однозначно. Я борюсь с собой. И всегда стараюсь купить набор, если могу. И в конце этого долгого поста, я знаю нескольких дизайнеров и отшивала их работы, и понимаю, что я хочу быть тем человеком, который может честно посмотреть им в глаза и мне не станет стыдно…

7 комментариев:

  1. Есть еще одно слово для нашей страны это ХАЛЯВА. Не для всех конечно, потому что для некоторых черно-белый вариант скана это спасение, потому как не все могут отдать 1.500 - 2.000 за набор. Но к сожалению слово халява в нашей жизни играет важную роль, я тоже стараюсь с этим бороться. Хотя схемы из инета собирать перестала.

    ОтветитьУдалить
  2. Вечная борьба пиратства и честности с нашей совестью - и никуда от неё не деться.
    Помню как наш писатель-фантаст Андрей Белянин, когда я была у них в гостях, жаловался, что на пиратах он теряет до половины своих доходов, а ведь у него семья, дети, которых нужно обеспечивать... Пусть и не вышивальное, но всё про то же. С другой стороны, я знаю тех, кто не может отдать деньги за книгу (набор, схему, диск), потому что дорого. Каждый случай индивидуален.

    ОтветитьУдалить
  3. Конечно во многом дело влюдях, но во многом и в государстве:( Пока порядка не будет - каждый будет продолжать бороться со своей совестью..

    ОтветитьУдалить
  4. Вот точно - палка о двух концах. Могу сказать за регионы - у нас как раз такая вот магазинно-вышивальная монополия - в городе несколько магазинов "Иголочка", в которых продают исключительно Панновские наборы, Золотое Руно и всяческий Кларт, Алису и китайские печатные схемы. Ни о каких Верваках, Ланарте и прочих Димах и речи нет, очень редко можно встретить наборы Дим. Одно время продавали их наборы в супермаркете, но быстро эту лавочку прикрыли. И что получается? Если я хочу вышить например Вервако - иду в инет магазин, заказываю набор, на который накручен процент, оплачиваю его пересылку, стоимость которой так же не маленькая. Большинство рукодельниц просто не может это себе позволить. Зато я могу скачать схему, купить Гаммовские нитки и вышить понравившийся дизайн. Да, это плохо. Но пока в России будет такое отношение к дизайнерам - так и будет продолжаться.

    ОтветитьУдалить
  5. Ох... зашла в журнал нового ПЧ и тут такая статья..)) И на душе и радостно и печально...
    Буквально 1 июня моя подруга (тоже дизайнер) попала в капитальную перепалку из-за своей схемы.
    Правда, что "пиратским распространением рукодельницы уничтожают индустрию изнутри". Сколько не ходи по форумам и не проси не распространять схемы, их все равно так или иначе распространяют. День через день дизайнеры сначала просят, потом требуют, а потом и вовсе скандалят с вышивальщицами, и я их очень хорошо понимаю!
    Знаете, сколько бы мне не говорили, что это у нас гос-во такое... НЕТ. Все зависит от людей. Хомякоз возник не из-за гос-ва, а из-за людей. Если бы схемами менялись в пределах того, что очень необходимо я бы это даже поняла, но когда штабелями выкладывают архивы, которые ни одна вышивальщица и за всю жизнь не вышьет...это...даже не знаю как назвать, но это неправильно!
    Да, было бы неплохо, если и сами дизайнеры и производители давали возможность купить не только набор, но и схему, которая сама по себе будет стоить значительно дешевле. НО! Недавно у меня состоялась познавательная беседа с несколькими вышивальщицами, которые в один голос сказали, что покупать даже очень хорошо проработанную схему за 200р. не будут, так как это очень дорого!..:) А еще были те, кто говорили, что покупают только наборы, потому что им так приятнее, набор весомее, чем схема....
    Я начинающий дизайнер, возможно уровень моего мастерства не дорос до уровня известных людей, но я расту в этой области и могу судить не как посторонний человек, а как работник этой сферы.
    Недавно ко мне обратилась девушка с просьбой прислать ей одну из своих схем, которая являлась платной. На мое предложение купить схему она ответила, что 200р. это дорого. Она пожелала сделать схему самостоятельно. Что ж это ее право! Я дала человеку советы, какой программой лучше пользоваться, как палитру отобрать и что лучше рисовать с подложки...в общем много объяснила. Через 2 дня барышня прислала мне кусочек своей схемы и сказала, что у нее не получилось, что в принципе меня не удивило.
    В сети появилось много людей (и с каждым днем их число растет), которые думают, что создать схему это дело 3 минут, стоит лишь нажать в программе кнопку "сделать все зашибись" (с).
    Недавно наткнулась на ужасающую статью о С.Прокопец про ее якобы плагиат...но никто же не узнавал прежде чем писать такой бред у нее самой и не знают, что Светлана выкупила несколько дисков с рисунками у художников, с разрешением на их использование! Более того, многие даже не предполагают, что дизайны известных фирм производителей сделаны тоже не по собственных эскизам разработчиков, однако на наборах очень часто не указывают имя художника также как имена дизайнеров..))) Странно очень, но факт....
    Не все знают, что закон об авторском праве допускает использование опубликованных работ, поэтому вполне можно использовать открытки, книжные иллюстрации и художникам в этом случае уже не особо есть дело, так как права принадлежат издательству.
    В вопросе авторства много спорных моментов и спорить можно бесконечно. Единственная проблема в том, что большинство вышивальщиц не уважают своих же дизайнеров и даже не пытаются поставить себя на место разработчиков....

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, при изменении работы на 30%, возникает новое авторство, я узнавала..))
    А еще я в курсе про то обсуждение о Млодецкой, о котором Вы говорите. Мои попытки объяснить этой даме, что она не совсем чтобы права, были тщетны..((

    ОтветитьУдалить
  7. Споры про авторское право и плагиат наверно утихнут только тогда, когда интернета не будет. А это явно не намечается...
    Я по-началу тоже страдала хомякозом, скачивала все подряд, что хоть немного приглянулось. И, конечно, при этом отчетливо понимаешь, что жизни не хватит на все эти вышивки.
    Я бы с удовольствием покупала схемы без набора, но по вразумительной цене. Однажды разорилась на дизайн от Мартины Вебер, но еще раз схему за 900 рублей вряд ли куплю. Да, и при этом, что я вышиваю по купленной схеме, мне ее совсем в сеть выкладывать не хочется. И даже не потому что жаба давит, а хоть немного те самые авторские права соблюсти.
    Но у меня и другая история есть. Когда-то еще ребенком увидела каталог "Сотвори сама" (если не ошибаюсь с названием), в нем были и наборы и схемы для вышивки. Очень уж мне понравилась одна картинка. И вот как только я стала самостоятельно покупать себе все для рукоделия, вспомнилось мне то детское желание. А где найти уже не выпускаемый дизайн? Ну конечно же в интернете. Девочки, болеющие хомякозом, помогли.
    Вот и как к этому всему относится?

    ОтветитьУдалить