понедельник, 28 мая 2012 г.

О сложности выставок

   Лень - двигатель прогресса! Моё святое убеждение. Мне было так лень писать ответ Лене-Лошке на её острую тему по выставкам, что я неделю думала и сейчас пишу этот пост о выставках. Первоисточник вот тут.
   Я, еще не профессионал, но знаток в мире вышивки. Это почти моя работа. Только денег не платят))) И, поэтому, а также с большим любопытством, я хожу на выставки. И читаю о них же, но, проходящих в Англии, Франции, Германии. Об иностранных выставках информации очень мало. Я молчу про фото отчеты. Только недавно, и то от мишкодела, узнала, что на Западе, очень часто запрещают фотографировать стенды. А потом, произошла утечка информации и оказалось, что на профессиональной выставке в Кёльне - запрещено фотографировать. Все фотографии, которые просочились в сеть - сделаны из-под полы. Но... вернемся к нам.
   В этом году я посетила: Формула рукоделия (весна), Радость Творчества, Magic Stitch, Атмосфера творчества и еще с тройку - просто не пошла. А ведь, после лета будет ФР дубль 2, потом ленточная выставка и еще парочка. Итого - с десяток, достаточно крупных выставок, которые ориентированны на вышивально-вязально-декупажно-скрапбукингово-мелкоигрушечно-печворовскую-мыльную братию (извините кого забыла). Одним словом, что не месяц - то выставка. И чем дальше - тем больше их появляется. И, регионы, смотря голодными глазами на Москву, говорят: Эх, нам бы такое! А мы тут выбираем - идти или нет. А еще оптовики и крупные игроки решают - участвовать или нет. И магазины обвиняют, что им хвост защемили, и покупатели не довольны. Одним словом - подобие хаоса и круговой замкнутости и проблемы. Давайте уж начистоту - у нас в выставочной деятельности проявляются проблемы, которые угрожают. на мой взгляд, выставкам как таковым. Но, обо всем по порядку.
   Выставок стало слишком много! Они распадаются, отпочковываются, делятся и просто появляются. Все они берут за основу вышивку, потом вязание. Все остальное - идет как дополнение. Я не знаю ни одной крупной профессиональной специализированной выставки Квилтов (печворк), декупаж или скрапбукинг, мыловарение. Нет, конечно же понятно, что у нас не столько увлеченных, чтобы на выставку накопилось, да и большинство - в регионах. И у большинства есть интернет и свои сообщества в помощь. То есть, хоть выставки и вышивальные, но все остальное тоже там. Поэтому, правильнее, на мой взгляд, называть их творческими или все для хобби. А кроме того, что такое выставка? Это не только побегать, купить новинки и утопать - это бизнес. В первую очередь - это площадка для заключения контрактов между поставщиками-оптовиками и более мелкими магазинами, сетями и частными предпринимателями. И не только из Москвы!
    Второе - это ознакомление с новым товаром, новыми возможностями и технологиями (к примеру, новый каунт или тип канвы/ниток/ножниц/пялец и иже с ними). Потом - представление новинок! И вот тут - это очень важно. Вы видели каталог Гелы - это такой кошмар. Там скрины, притом, нечищенные! Не отшивы! Если бы я только по каталогу или через интернет на них смотрела - заклеймила бы позором и прогоном. Но я видела отшивы. И смогла их сфотографировать и выложить. Для меня - очень важно, не только как для вышивальщицы, а просто человека, который в теме - иметь доступ к новостям компании (социальные сети, рассылка писем и спец предложений), обязательно знать, что вышли новинки. Я каждую неделю хожу на сайты производителей и отслеживаю что и где! А также, знать новости компании (новый товар (китайский поставщик), новое направление и т.д.). И не важно, у меня свой магазинчик или я просто интересуюсь! Мой фото отчет с ФР посмотрело больше тысячи человек, а ведь фотографии пошли гулять. Это сарафанное радио. И с ним надо считаться. Вот тут, такая компания, как Золотое Руно, делает колоссальную ошибку. Я не знаю, сколько магазинов у него по всей России, но не думаю, что они охватывают большинство распространения в России (про зарубеж речи не идет). Да, мне повезло, у меня рядом фирменный магазин, где висят отшитые новинки и я могу прийти на презентацию или просто посмотреть. Но, что делать тем, кто не в Москве? Поверить мне на слово? Но я не авторитет-критик! Значит, они хотят видеть отшив, а не скрин и не ждать, когда кто-нибудь один купит набор, вышьет и выложит, да еще и со всеми подробностями. Не надо устраивать базар с новыми наборами - вы просто привезите новинки и анонсы и покажите. Это важная составляющая.
    Третье - некомпетентность многих менеджеров на стендах. Извините, но они развернули одну из вышивок на 90 градусов, и так, и повесили. Нет, интересная трактовка, но когда я об этом сказала, меня не поняли, как это? Так и должно быть. Они даже не знают, мелкие хитрости, как вышивать на черной канве, что сейчас в тренде и кто такой космо! Ахтунг. Это их обязанность. Знать не только, что у них в фирме творится, но знать весь рынок. Ибо, шпионаж и обучение на конкурентах - великий двигатель прогресса. Они не просто на стенде стоят. Они не беседуют с покупателями. Я считаю, что на выставках должны быть встречи с дизайнерами. Притом, компании должны их приглашать. Тея - умная женщина. Она понимает, что за русским рынком - будущее. И она ездит регулярно на выставки и встречается с вышивальщицами! Выставка - самое идеальное место для этого. Я не очень поддерживаю идею мастер-классов. Шумно, многолюдно. Часто на изготовление уходит пару часов, а мне времени жалко! Притом, на выставках мало профессиональной составляющей. К примеру, почему многие новинки так медленно приходят в Россию, как бороться с пиратством, как развивать региональные сети и представительства, как искать новые компании крупным оптовикам, как увеличить объемы за счет социальных сетей, почему стоит делать ставку на интернет-магазины и т.д. Это вам на вскидку. Это не просто вопросы в никуда - это актуальные темы для размышления и обсуждения. У нас такое пиратство, что мы ходим на грани. Мы уже потеряли несколько фирм и изданий. Но, кроме того, у нас проблема с исходниками для вышивки. Ибо художники требуют слишком много за свои работы. И это тоже проблема! У нас нет связи, или она очень тонка: клиент-магазин-поставщик-производитель. К примеру, сейчас мода на вышитые изделия, финтишлюшки, миниатюры и примитивы. Это все есть, но не у нас. Риолис бискорню когда выпустил? Мы, не то чтобы догоняем поезд, мы несемся по пустым рельсам за ним, спустя неделю, минимум. На ФР - день для профессионалов - день, когда ходят все, кто не хочет видеть очереди. На мой взгляд, для оптовиков выставки - показать свой конечный товар и привлечь новых покупателей. А кроме того, получить отдачу.
   Теперь второе звено - сами выставки. Вот честно - один сплошной базар. Первое, что мне приходит в голову - куча ополоумевших теток, которые сметают все на своем пути! Зачем? Вы что, не купите потом? Да нет, конечно, это первый и единственный день в году, кода можно купить. Нет, понятно, что у многих интернета нет, а в магазинах такого нет. Но не да такой же степени. А еще площадки. Я была во многих местах. Основные проблемы - гардероб (через час-два с начала ты уже все таскаешь с собой), добраться (не важно, на общественном или на машине! А ведь это важный пункт), температура и кондиционирование (во второй половине дня дышать не чем),  питание и вода (обычно на выставке один-два места и цены жуткие), места для отдыха (на подоконниках приходится сидеть), информированность (надо не за неделю-две давать рекламу!), плохая организация (чаще всего, все мероприятия тонут в гамоте продаж). Притом, цены за места растут. Я знаю сколько обычные участники платят - и там много нулей! Сколько же должны платить оптовики?! А ведь купить место, привезти или взять выставочное оборудование, подготовить ассортимент, новинки, команду, привезти их, приготовить стенд и продержаться 4-5 дней - это адская работа и огромные трудности и траты. И это бизнес, их надо отработать. А как? Если куча "тёток" - это не рынок. Им нужны владельцы магазинов и владельцы магазинов, для заключения контрактов и дистрибуции. А вот их как раз и мало приезжает. А зачем? Московские спокойно приезжают в офис, а региональные не видят смысла. Они и так одни единственные и цены выставят и сами ассортимент подберут. Не нравится - топай лесом в интернет и уповай на почту и что в твою деревню все дойдет! Россия - еще не Москва, а все интересное - только или в основном - тут. Да, близлежащие области поедут, а остальные? Выход - региональные выставки, профессиональные, для продвижения брендов и новинок, для поиска новых рынков сбыта, но это двухсторонняя, даже трехсторонняя работа: оптовики - организаторы выставок - магазины, мелкий сбыт. И магазины должны информировать что тогда-то и тогда-то будут выставки там то и там то. Это честно и оправдано. Их клиенты идут на выставку, смотрят что и как. Возвращаются обратно и покупают понравившийся товар в магазине! Со скидкой, в честь выхода на рынок новинок. Это правильно. Тогда оптовики не демпингуют цены, выставка получает своих посетителей и магазины заинтересованы. Тяжелая схема - надо работать, много но, но она оправдана.
   Теперь - последнее, но самое важное звено. Посетители - потребители конечного продукта. Те, ради кого все это и делается. Вот реально кто ходит чтобы посмотреть, изучить, увидеть новое, сделать выводы - мало: 15-20%. Остальные ходят закупиться. Притом, у большинства продавцов - цены выше, чем вне выставки, но работает инстинкт -здесь и сейчас. Кроме того, нет контакта потребитель-производитель. Я не видела, чтобы кто-то открыто высказывал, что серия А - супер, а вот г-оно и есть г. Мы как-то про себя. Мы не высказываем критики по поводу качества и комплектации наборов. Не предлагаем поставщикам поискать новинки (к примеру, УБ, МТСА и иже с ними). В скольких магазинах есть только Аида 11 и 14. Что там про равномерку говорить! 18 мало где есть. А издательства? На Западе полно вышивальных книг. А у нас? только наборы? У нас даже нет выбора - почему нельзя купить только схему? Все равно она выйдет в сеть. А продаже схемы, да еще и в электронном виде - упростит продажи и привлечет новых клиентов. Кроме того, кто бы чтобы не говорил, мы сами роем могилу своей отрасли. Пиратство оно наносит и так вред. Никогда не понимала, как можно петь дифирамбы фирме, дизайнеру и даже не заплатить за его труд. Конечно, тут есть и вопрос доступности. Но тут есть и вопрос желания. Одним словом - есть проблема и её надо решать и выставки хороший шанс это сделать.
   Как-то я расписалась. Просто, для меня вышивка - уже профессиональное. И я вижу назревшие проблемы и не состыковки. Я люблю выставки, поэтому хочу, чтобы они развивались, а не превращались либо в выкачивание денег, либо в тухлое болото. Очень интересны ваши мысли и реакция на написанное.

19 комментариев:

  1. Яна, я уже 5 лет веду блог и все эти 5 лет я даю рецензии всем проходящим выставкам. Только крупных обзоров накопилось 14:), а сколько по мелочи, "между строк". Да и в "доблоговую эру" писала рецензии на выставки-встречи.
    http://www.sashkinhouse.blogspot.com/search/label/Exibitions%20-%20%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8
    Наблюдаю все это еще с первой встречи-выставки ВК в каком-то клубе на краю Москвы (уже не помню где это было). В последнее время даже ходить на эти выставки лень. Прихожу в день специалистов, пробегаю все, покупаю что-то экзотическое и все. Эмоций "ноль".
    Вот тут я формулировала все, что хотелось бы видеть от выставок
    http://www.sashkinhouse.blogspot.com/2010/09/blog-post_18.html
    Почитайте. Это еще в 2010 г. писалось и активно всеми обсуждалось (там и комментарии интересные) , а воз и ныне там. Разве что территория под "выставки" увеличилась, да чаще они стали проводиться. А так - сплошной базар за большие деньги. Все хотят сорвать куш - организаторы на аренде места, а продавцы на массовой ажиотажной продаже. Ничего не двигается. Хотя блоги они читают, то же РТО у меня отметилось в блоге сразу же после того как вылезло на блогспот.
    Я считаю, что "Золотое руно" ничего не теряет не присутствуя среди этого базара. У них есть свое имя и свой контингент.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну ты наворчала! *села у вентилятора и задумалась*
    Провал Magic Stitch (ах, какой там гардероб!) дает многим урок - концепция выставки отдачи не дает. Народу нужен базар, он его жаждет. Приехать - облизнуться - уехать не самая лучшая идея (во мне заговорил хомяк). Должна быть какая-то золотая середина.
    В шоке от инфы, что на западе на выставках фоткать не дают. Кому надо - зарисуют, запишут, уловят тренд. Посмотрят на Estsy в конце-концов. Купят прототип. Категорически не понимаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Сколько там "Золотое руно" в выставках не участвует? Года 2? Может, проведешь опрос: "Почему я не покупаю Золотое Руно"? Посмотрим, насколько игнорирование потребителя сказалось на спросе, м?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я в рамках будущего опроса внесу свои 5 копеек. вышивки от ЗР мне не нравятся вот и не покупаю . а это от их присутствия на выставках совсем не зависит :)

      Удалить
  4. У меня на это свои длинные размышления. Про взгляд "из-за бугра". к сожалению я не ходила (пока) на много выставок, но для сравнения могу рассказать как тут они проводятся. Чтобы не расписывать много-много слов я подготовлю пост в своем блоге. Хорошо?

    ОтветитьУдалить
  5. Я тут еще добавлю. Да, на почти ВСЕХ! выставках в Германии запрещено фотграфировать. Если заметят, вежливо попросят убрать, если заметят еще раз - выведут с выставки. "Пасут" как сами выставщики, так и секьюрети. Поэтому и нет фотоотчетов. А выствки тут... ну оооочень качественные. Проводимые не один десяток лет, с отлаженной структурой и действием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот те раз! Я, если снимать не дают, к выставке сразу интерес теряю.
      А какой аргумент, кроме "не положено"?

      Удалить
    2. На самом деле снимают из-под полы многие. В сети полно отчетов (особенно с французских выставок, сами француженки выкладывают). Наши девочки показывали и с Кельнской, и с Парижской и с Сиднейской выставок. Некоторые наши ездят туда и потом все показывают (наши - москвичи и ленинградцы). Съемки не приветствуют, это действительно. Но все равно в сети полно отчетов.

      Удалить
    3. Ну из под-полы как воришка себя чувствуешь, тут уж никаких деталей не снимешь, да и настроение это шпионство портит... еще и с выставки выведут :(

      Удалить
    4. Вот Париж
      https://plus.google.com/photos/114231647455646541199/albums/5442940410435217057?banner=pwa&gpsrc=pwrd1#photos/114231647455646541199/albums/5442940410435217057 У Таткис

      http://kotdom.blogspot.com/2010/02/2.html это у Маши

      Это Лондон у Зины
      http://hearty-craft.blogspot.com/search/label/Exhibition

      Это еще Париж у Melani http://melanimeridian.blogspot.com/2012/03/aiguille-en-fete-2.html
      http://melanimeridian.blogspot.com/2012/02/aiguille-en-fete-1.html

      У Наташи Берлинской было много фотографий Кельна...
      Ну это только то, что сейчпас навскидку вспомнилось.

      Удалить
    5. Не за что:) Если вспомню, кто из девечнок еще писал, то дам ссылку.
      Вот еще австралийская выставка, кстати.
      http://koalastitching.blogspot.com/search/label/Craft%20and%20Quilt%20show у Наташи Коала

      Удалить
    6. Из-под полы - да, снимают... Я вот думаю на телефон в следующий раз снять... не так заметно что снимается.
      Аргумент - защита авторских прав. Если снимать готовые изделия - чтобы не дай Бог не скопировали идею, схему и так далее... Если товар, то в принципе то же самое... Снимать могут только официальные фотографы, имеющие разрешение. Александрина, спасибо за ссылки. Обязательно посмотрю. Очень интересует Кёльнская, как раз собираюсь на этих выходных на нее.

      Удалить
    7. Еще Creativa проводится, кажется в Дортмунде. О нейНаташа Берлинская писала.

      Удалить
  6. Эх, Яна, наступила на больную-то мозоль :))) Провинция (я в том числе) мечтает побывать хоть на какой-нибудь захудалой выставке :) У нас только в последние года два начали открывать магазины для вышивки и прочего, да и то цены там зачастую аховые. Только интернет и спасает.

    ОтветитьУдалить
  7. Ох какую тему ты развернула!
    Я согласна с тем, что не хватает профессиональной выставки, где могли бы встречаться оптовики, без конечных покупателей. Но отказаться от выставок в том виде, в котором они есть сейчас практически невозможно. Большая хобби-выставка это реальный шанс в одном месте и сразу купить то, что пришлось бы в противном случае собирать по разным магазинам ножками, а то и по разным инет-магазинам. А это каждый раз + стоимость доставки. В любом случае, даже с выставочной наценкой получится дешевле на круг. Но это с точки зрения потребителя.
    С точки зрения профессионала этот базар-вокзал, полагаю, дает прибыль, причем значительно превышающую стандартную, даже с учетом стоимости аренды и выставочного оборудования. Иначе никто бы не шел на эти выставки. Скажи мне, ты была бы готова отказаться от прибыли? Вспомни как устроен российский бизнес, вспомни о том, что сложилась ситуация, где никто не станет ждать окупаемости какого бы то ни было проекта в течении 10 лет, где прибыль в 10% смехотворна и непонятно зачем этим вообще заниматься. Постперестроечная привычка быстрых прибылей никуда не делась.
    С другой стороны, если говорить о "Золотом руне", хочешь честно, пока ты не сказала о нем, я вообще не помнила такой компании. В том числе и потому , что она не на слуху. Её нет на выставках, а в магазинах я если их и вижу, то не обращаю внимание. Зато я, человек никоим образом не имеющим отношения к скрапу, благодаря последней ФР, познакомилась со штампами, красками и прочим, купила часть и подумываю о заказе на сайте компании, чью визитку я взяла. Потому что я увидела КАК это делается и зачем. Швейный мир открылся в Москве, и я к ним лечу на крыльях любви, потому что я уже на двух выставках половину времени проводила у их стенда. А всякая туфта вроде шармиков? А равномерка?! Все эти сопутствующие товары, не относящиеся непосредственно к вышивке, тем не менее расширяют мои возможности, как крафтера (дурацкое слово, я знаю).
    Но самым большим моим уловом с выставок являются буклеты и визитки!
    Но тут возникает обратный момент: я ничего у них не покупаю, потому что а зачем, я же через полгода увижу их на выставке! Или даже через месяц.

    Я согласна с тем, что не хватает на выставках встреч с дизайнерами, не хватает возможности купить схему в электронном виде на сайте производителя, пусть даже только тех, что сняты с производства, пусть с личной маркировкой или с порядковым номером, приписанным к моей личности, я не собираюсь распространять, однако если вспомнить ту встречу с Теей и ответ РТОшников, что "если между своими, то можно", о чем тогда можно говорить, если сама компания производитель не имеет четкой категоричной позиции о пиратстве! Да, не хватает книг, у меня есть все выпуски ФР и ВК с момента их выхода, я собираю все Сюзанны-рукоделие, есть сколько-то номеров Лены и Вышитых картин, но книг всего пара. Но мы возвращаемся к вопросу о пиратстве, как и зачем производить книги, учитывая что она разлетится мгновенно в скане.

    Ситуация общая печальная, но не патовая. Все постепенно появится, и выставка только для оптовиков, и электронные схемы, и повысится самосознание и внутреннее уважение к труду художников. Но на это нужно время, и такие неравнодушные люди, как ты. Ну и умеющие слышать работники компаний.

    ОтветитьУдалить
  8. Я считаю, что у нас немного неправильный подход к проведению выставок. Нужно разграничивать для кого проводится выставка, для розничных магазинов или для конечных покупателей, а не сваливать все это в кучу. Для магазинов достаточно провести одну выставку в год (со всеми новинками, хорошими коммерческими предложениями и возможностью пообщаться с производителями, а не только оптовиками) и при этом никаких продаж в розницу быть не должно, зато должна быть очень хорошая реклама. Это я как владелец магазина говорю.
    А вот для покупателей можно организовывать выставки-продажи, опять же показывая новинки. И их можно проводить чаще.

    ОтветитьУдалить
  9. Вот не чего мне сказать...не была я на выставках...да и в вышивке новичок,хотя уже есть полюбившиеся мне фирмы...

    ОтветитьУдалить
  10. Дорогая Яна! Зовут меня Мария. В выставках "по долгу службы" я участвую уже года 3, в Киеве. Размах у нас конечно гораздо меньше, чем в Москве. Но тоже - базар базаром. Хотя есть и своя местная проблема - местные покупатели, в основном женщины сильно за 60, сметают все бесплатное на своем пути) Набивают полные кульки флаерами и визитками, закупают в нереальных количествах канву с рисунком и распечатки схем. И им глубоко начхать, что такое КАНВА, а тем более РАВНОМЕРКА.... Есть совсем немного ценителей, подобных вам, процентов 5, не больше... Поэтому так приятно читать подобные заметки, оставайтесь такой же неравнодушной, чтобы нам было для кого работать!

    ОтветитьУдалить