Совсем я забросила свой раздел интервью. А между тем, за год скопилось аж 4 прекраснейших интервью с интересными людьми из мира вышивки. Пора исправляться и печатать материал. Итак, начну я с самого раннего интервью - с Айваром Пожарским. Как некоторые уже знают, в июньском номере журнала "Formula Рукоделия" вышло наше с ним интервью. К сожалению, журнальный формат - это не мой блог, так что оно сильно было сокращено. И вот, спустя почти полгода после публикаций, я хочу выложить полную версию. Конечно, оно сильно отличается, так как Айвар на днях внес кое-какие правки, все-таки, мир не стоит на месте. Одним словом - читайте и узнавайте что-то новое. У Айвара есть своя группа в VK
- Айвар,
скажите, что вы больше всего в жизни
любите?
- Свою
работу. Не устаю повторять: я – счастливый
человек, потому что занимаюсь любимым
делом, за которое мне еще и платят.
- Как
вы пришли к багетному оформлению?
- По
образованию, я – учитель рисования,черчения
и труда, даже 4 года в школе отработал.
Собственно тогда то на уроках трула мы
с детишками и первые в моей жизни рамочки
сделали. Кроме того, я – владел собственной
художественной галерей, где выставлял
в основном живопись и графику. Но раньше
я не понимал вышивку, потому что ничего
о ней не знал. Пришел я к работе с вышивкой
после одного переезда, когда остался
без клиентской базы и, следовательно,
работы у меня было немного. В поисках
клиентов я зашел на один сайт с
вышивальными работами и началось!
Именно в Интернете я познакомился с
двумя известными багетчиками – Алексом
Виктором и Всеволодом Марьяном. Именно
с их подачи я заинтересовался оформлением
вышивок и это внесло в мою жизнь новые
творческие идеи. Здесь – большие
возможности для творчества! В работе
с вышивкой возможно декаративно-прикладное
оформление. Вышивка – это объемный
проект, в который вышивальщица вложила
много труда. Оформляя вышивку, я
чувствую тепло и энергетику каждой
работы.
- Как
долго вы занимаетесь багетным оформлением?
- Мой
опыт формировался в течение 20 лет. В
декабре этого года будет юбилей. А свою
первую раму я создал еще в 1984 году,
работая в школе.
- Продолжаете
ли вы обучение, совершенствование?
- Я
учусь до сих пор. Я окончил багетную
школу, и был одним из первых, кто получил
международный багетный сертификат
FATG
в России. Номер его не помню, но точно
меньше 1500.
- Сложно ли творить, а затем
объяснять заказчику, почему именно
так в итоге получилось?
- Профессиональный
багетчик должен объяснять, почему он
сделал так, а не иначе. Таких понятий,
как нравится/не нравится, нет в нашем
лексиконе. Ведь что такое вышивка?
Объемная картина в 3D.
И это очень важно при оформлении. Именно
отталкиваясь от этого, нужно создать
дизайн-проект чтобы вышивка и рама
представляли собой единое целое.
- Расскажите
немного о багетном мастерстве в России?
- Багетное
мастерство — падчерица всех искусств!
Ее никто не ценит! Никто не изучает и
не занимается данным видом искусства.
До сих пор, на русском языке не написано
ни одного серьезного труда по этому
мастерству! По истории и стилю — да,
книги есть, а по багетному дизайну —
ничего. Три года назад была основана
Гильдия Багетчиков и при ней русская
багетная школа, в которой я преподаю
свой курс.
- В чем состоит
главная цель Гильдии Багетчиков?
- Объяснить,
что такое оформление работы. Оформление
любой работы, в первую очередь — это
сохранение работы! К тому же, многие
хотят учиться и совершенствоваться, а
Гильдия им в этом помогает.
- В
чем вы видите свою цель, как
педагога-багетчика?
- Во-первых,
мне, как багетчику, удалось донести до
многих вышивальщиц, как нужно оформлять
вышивку и что надо говорить приёмщице
или багетчику. А во-вторых, улучшить
вышивальную среду. Яркий пример: три
года назад я стал ставить при оформлении
двойное паспорту, тогда мало кто так
оформлял. А сейчас, такое оформление —
норма. Теперь работаем, чтобы ставили
три! Или другой пример – музейное
стекло, 20 лет назад музейное стекло в
размере двух упаковок я продавал больше
двух лет, а теперь оно составляет порядка
50% от общего числа моих заказов. Только
моя мастерская эти две упаковки в
течении одного месяца «кушает»
- А в чем особенность музейного
стекла?
- Оно
не искажает цветопередачу работы, за
счет специальных светофильтров. Оно
придаёт работе другое ощущение
восприятия, чем обычное стекло, и
обеспечивает защиту вышивке, за счет
отражения ультрафиолетовых лучей.
- Многие оформляют работу без
стекла. Как вы относитесь к такому
оформлению?
- Я
оформляю все свои заказы только со
стеклом. Вышивка боится пять факторов:
Ультрафиолет, влажность, насекомые,
грязь и кислоты. Именно поэтому важно
ставить стекло. Музейное стекло спасает
вышивку от вредного воздействия света,
а также предохраняет и от остальных
вредных воздействий. а безкислотные
материалы гарантируют, что работа не
будет испорчена самим оформлением.
- Очень
часто мы слышим такие фразы, как 3-ий
уровень оформления, или 4-ый, но мало
кто знает, что это обозначает?
- Оформление
вышивки делится на пять уровней: 1-ый
уровень — готовая покупная рамка; 2-ой
уровень подразумевает оформление с
экономным вариантом (отказные или
бракованные рамы, использование
бюджетных материалов). Багетные
мастерские должны работать с 3-ого
уровня: при этом оформлении дается
гарантия 5 лет и сама работа размещается
только обратимым способом, допускающий
ее демонтаж без повреждений. работы.
4-ый уровень, это — длительная консервация,
с гарантией на 25 лет, кроме того вышивка
защищается, как от внешней среды, так
и от возможных вредных веществ в
используемых материалах, в частности,
от кислот, которые часто содержатся в
картонах, используемых при бюджетном
оформлении, или скотчках. А 5-ый уровень
— музейный. Гарантия – порядка 30 лет.
Здесь главная цель — продление жизни
работы.
- Очень
интересно. Наверное, у багетного бизнеса
большая история?
- В
советское время багетного бизнеса, как
такого, не было. Как явление он развивается
последние 25-30 лет. Сейчас у многих
западных багетных мастерских свои
направления, кто-то специализируется
на зеркалах, кто-то оформляет фотографии,
а кто-то воссоздает рамы по старинным
описаниям и технологиям. У нас же все
«на все руки мастера»… Иногда эти руки
оторвать хочется(((
- А кто для вас был примером
для подражания?
- Легендарная
американская студия Ренсел (Rensel
Studio).
Когда-то давно, ко мне пришли заказчицы
и показали их оформление. Мне очень
понравилось, и я захотел если не
повторить, то сделать что-то подобное.
Когда у меня в мастерской появилась
помощница Екатерина Александрова, то мы не только на пару
с ней смогли сделать что-то подобное,
но и в чем-то превзойти Ренсел студио.
Хотя за её работой я слежу и сейчас, и
так же восхищаюсь.
- Что
вам лично хотелось бы сделать в багетном
секторе?
- Хотелось бы попробовать воссоздать
старинные рамы. Вся проблема современного
багетного оформления в том, что он
проходится только по верхам, а нужно
копать вглубь.
- Как у опытного мастера, не
было ли у вас желания написать книгу?
- Желание не только было, но и
есть. Но катастрофически не хватает
времени.
- Были
ли у вас свои ученики?
- Учеников
у меня много. В каждого из них я вкладывал
частичку себя, а потом часто происходило
разочарование. Ведь ученик редко когда
дорастает до уровня учителя или
превосходит его. Но должен отметить,
что среди них уже есть и те, которые
сейчас достигли очень высокого уровня,
и порой я даже у них новые идеи заимствую.
- А как же ваша помощница
Екатерина Александрова?
- Катя
— огромная находка! Она не ученица, а
именно помощница. Когда она пришла ко
мне, то уже была профессионалом в технике
декоративной росписи. Её не нужно было
учить, так как она сама мастер, причем
со своим почерком и стилем. Именно
благодаря этому у нас получился
прекрасный творческий тандем, так как
у нас практически идентичен подход к
оформлению, на базе «Не забей!» . То есть
какими бы мы украшательствами не
занимались, следует всегда помнить-
что вышивка- это главное, а оформление-
вторично.
- Как вы относитесь к китчу в
оформлении?
- Даже китч имеет право на
существование, если работа и интерьер
соответствующие!
- А как насчет критики в
оформительстве?
- Я
стараюсь не обсуждать чужой дизайн,
ибо не знаю всех условий приема работы
на оформления. Ведь почему-то у нас
считается, что заказчик всегда прав.
Однако это далеко не так. Поэтому как
можно критиковать коллег, за отвратительный
дизайн, если это была прихоть клиента?
Но другое дело, если коллеги используют
вредные технологии и не проверенные
материалы, да еще упорствуют…Тут не
только критика уместна…
- Кто
ваш любимый вышивальный дизайнер?
- Я
не многих знаю, но очень люблю мандалы
Мартины Вебер. Последнее время набирают
популярность отшивы по авторским схемам
русских дизайнеров. Многие очень даже
приятные - с ними работать одно
удовольствие. Мне не очень нравятся
некоторые русские и украинские покупные
наборы. В них слишком много огрехов,
как с художественной точки зрения, так
и с точки зрения некачественных
материалов.
-Что
вам нравится в вышивке?
- Лаконизм.
- С
каким материалом вам нравится больше
всего работать?
- Я
работаю только с деревом и с деревянным
багетом. Никакого пластика! Дерево
живое и теплое, оно так же сохраняет
энергетику человеческих рук, как и
вышивка.
- В чем суть вашей работы?
- Моя
работа — максимально выгодно и интересно
подать вышивку защищая её от повреждений
и агрессивной внешней среды. Основная
ценность — внутреннее оформление.
Повторюсь, очень важно использовать
качественный материал, и обязательно
стекло. От механического повреждения
работу защитит рама — это основная
задача багета.
- Есть
ли у вас за 20 лет работы знаковая работа?
- Наверное,
для меня такой работой стал кот «Слишком
устал» от Dimensions.
Это мое самое оригинальное оформление.
А самое сложное моё оформление — леопард
от Риолиса в резной раме. Это работа
была сложной именно с технической точки
зрения.
- Есть
ли что-то новое, что вы открыли для себя
в последнее время?
- Открытие
прошлого года в оформлении для меня —
светло-теневое паспорту. Оно интересно
обрамляет работу. И что важно, оно не
отвлекает на себя внимание. Тут важно
помнить, что самое лучшее оформление
– то, которого еще нет, которое вы не
замечаете!
А
сейчас я экспериментирую над созданием
структуры нового картона для паспарту,
которое даже планирую запустить в
производство, чтобы оно было доступно
коллегам. Это паспарту с различными
цветными слоями бумаги в толщине
картона, которые при вырезании окна
дают одну или несколько цветных линий
на срезе. То есть, используя один такой
лист мы получаем эффекты, которые
сегодня можно получить лишь при
использовании двух а то и трех слоев
картона, или расчерчивая линии
рейсфедером. А Катя у меня последнее
время увлеклась техникой декора рамки.
Получаются просто потрясающие рамки,
и все оригинальные и экслюзивные.
- Получается,
что вы экспериментируете при оформлении?
- Да.
Постоянно. И слава Богу, что у нас такие
замечательные клиентки, которые нас в
этом поддерживают и ждут от нас креатива.
Но, в разумных пределах. Часто вышивка
в этом не нуждается.
- А
если все же заказчице не нравится...
- То
мы все переделываем за свой счет. Но у
нас такое — редкость. Да, может не
нравиться паспорту, или отдельные
детали, но не работа целиком. Однако
если все таки такое случается, то тогда
мы просто отдаем работу клиента назад,
не смотря на то, что перепробовали
несколько вариантов, и потратили уйму
дорогостоящих материалов. Такое, как
правило, случается с новыми клиентами,
которые о нас слышали, но не знают
специфики нашей работы - мы с ними просто
не совпадаем во вкусах. Меня это не
сильно расстраивает, так как все равно,
тот вариант, от которого клиент отказался,
является более чем достойным вариантом
дизайна. А вот если бы мы пошли на поводу
пожеланий такого заказчика, то скорее
всего мне было бы стыдно показывать
кому либо эту работу, и уж тем более
подписывать на ней бирку, что она
оформлена в нашей мастерской. А так,
даже не состоявшийся заказ все равно
сфотографирован и пополнит нашу галерею
оформлений. И наверняка, другой заказчик
будет уже отталкиваться от этого
варианта.
*Все фотографии готовых работ взяты из группы Айвара
Спасибо, Ян! Мечтаю однажды оформить у него работу :) Он настоящий мастер. У нас таких нет почти тут
ОтветитьУдалитьСвета, к сожалению, таких в мире очень мало. Я очень рада, что сейчас у нас подрастают ученики и соратники Айвара. И оформление становится интересным и качественным
УдалитьСпасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалитьМаша, рада, что понравилось
УдалитьСпасибо! Очень интересно! жаль, что у кого-то есть возможность попасть к мастеру, но не сойтись вкусами, а кто-то в это время мечтает хоть раз получить оригинальное и особенное оформление :)
ОтветитьУдалитьВдохновения и понимающих клиентов счастливому Мастеру!
Да, порой такое случается. Я знаю, что многие Айвару отправляют по почте заказы
УдалитьДа я даже выбрала для личной передачи подругу, которая живёт в Питере :) но теперь хочется сначала вышить что-то достойное...
УдалитьПонимаю. Сама теперь вышиваю с прицелом на передачу Айвару
УдалитьВо! Отлично, что этот вариант повесила. Он классный!
ОтветитьУдалитьДа, мне хотелось, чтобы осталось полное интервью. Я его очень люблю
УдалитьИнтересная статья. Спасибо!
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось
УдалитьВот умница какой! Когда человек так относится к своему делу да ещё имеет вкус и талант - он обречен на успех!
ОтветитьУдалитьДа, Айвар очень интересный человек и прекрасный мастер
УдалитьОтличная идея насчет интервью! Было очень интересно читать. Яна, сделай опрос, с кем бы люди хотели следующее интервью. Я бы хотела почитать интервью с Млодецкой и Прокопец.
ОтветитьУдалитьКак жалко, что вы не подписались. Простите, но пока такой опрос делать не буду. У меня очень много времени и сил уходит. Притом, я всегда беру его лично. Мне важно не просто изложить факты, а познакомить читателей с человеком. В ближайшее время, точно будет интервью с Аннаик и Ольгой Сотниковой. Весной очень хочу рассказать о дизайнерах Алисы. Конечно же, очень хочу интервью с Прокопец. А вот с Млодецкой, боюсь не скоро, так как она живет далеко. Но познакомиться с ней и написать о ней - очень хочется
УдалитьЯна спасибо, очень интересно было почитать-узнать новое
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо. Очень рада, что смогла интересно поговорить с Айваром и рассказать о нем
Удалитьспасибо, очень интересное интервью! Он действительно крут!
ОтветитьУдалитьДа, Айвар - прекрасный специалист
УдалитьЯна!!! Большое спасибо!!!! Очень интересно!!! Айвар- настоящий художник!
ОтветитьУдалитьИ к слову, он из Риги, так что у нас, рижанок, есть шанс сдавать ему работы лично)
УдалитьЯна, а где и как его можно найти в Риге?????
УдалитьЯ всегда думала, что он живёт в Москве...
Нет) Он - рижанин, а работает в Питере. Ему работу можно отправить почтой или передать лично. Я ему часть работ буду передавать в Риге. Ты есть в Контакте? У него там есть группа
УдалитьСпасибо за интервью! Какой интересный человек, какое уважение к вышивке!
ОтветитьУдалитьДа, он понимает и ценит каждую тряпочку, которая к ему попадает
УдалитьЯна, спасибо!
ОтветитьУдалитьинтервью с Айваром - это здорово! имя его весомо в вышивальном мире)) можно сказать, что два креативных кита в багетном дела: один питерский, другой - московский))
было бы интересно, что ответит на те же самые вопросы столичный Мастер?
Я на всякий случай уточню, это сейчас про Алекса речь? Я слышала, что он почти не берет заказы и только преподает сейчас
Удалитьага:))
Удалитьочень жаль, что только преподает)) но слово "ПОЧТИ не берет" внушает надежду:))
Ну, у мастеров обычно так и бывает - волнами. Надеюсь, что мы еще его услышим и увидим
УдалитьОчень интересно почитать. Я - не поклонница оформления "от Айвара", смотрю периодически на его работы, нравится мне процентов 20, еще 40 - нормально, а вот оставшиеся 40 - это ни за что и никогда. Но он - молодец в том смысле, что разъясняет многие детали оформления, причем и вышивальщицам, и багетчикам. Айвару я свою работу не доверю, но очень рада, что он есть. А сама продолжу оформлять в своей любимой мастерской, где нет особых изысков, но материалы качественные и к работе относятся бережно и с душой.
ОтветитьУдалитьКатя..
Катя, я считаю, что каждый должен найти своих мастеров. Я против навязывания:все должны оформляться только у этого мастера. У нас много отличных багетчиков, просто они менее известны. И не на слуху. И у нас мало говорят об оформлении и мастерах.
УдалитьЖдем новых интервью!
УдалитьЯ знаю, что всех много, а Яна - одна, но может как-нибудь удастся поговорить с Галиной Скабеевой из Риолиса?
И еще очень интересно было бы почитать, что ваши мысли о новом, на мой взгляд, "тренде" последней пары лет в вышивальной среде - вышивка по авторским схемам, появилось ведь немало частных дизайнеров, схемы которых стоят как наборы, но их покупают, шьют, и это - не прогоны, а качественные разработки...
P.S. Только чур не предлагать мне создать свой блог и писать там об этом, я ни в коем случае не навязываюсь, но вдруг так сложатся звезды...
Нет, Катя, что вы. Очень интересная тема) Просто она очень неоднозначная. Если я честно напишу все свои мысли, на меня точно обидятся многие. Так что я давно думаю, чтобы об этом написать, но потактичнее.
Удалитьмнения совпадают? По поводу обид - на вкус и цвет, как известно...
УдалитьА по теме - Айвару свои работы доверю с удовольствием! А кому точно не доверю - так это криворуким горе-мастерам и тем, кто работает без "изюминки".
Исчезла половина моего комментария почему-то (( Я писала тоже по поводу моды на авторские схемы - интересно узнать Ваше мнение по этому поводу, вдруг наши мнения совпадают?
УдалитьОльга.
Странно, что исчезла((( Видно придется писать о схемах. Постараюсь в ближайший месяц написать обязательно
УдалитьЯн, умничка! Ты не забрасывай свои интервью. Очень интересно. С удовольствием почитала.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Скоро опубликую еще парочку
УдалитьУрааа! я дождалась интервью с Айваром) спасибо! он такой умница и так душевно относится к нашим вышивкам...
ОтветитьУдалитьНаташа, так в журнале было напечатано интервью. Правда, не такое полное.
Удалитьспасибо за интервью! нам ,"заграничным ",только остается мечтать ,чтоб оформить что-то у Айвара..
ОтветитьУдалитьна самом деле, у него оформлялась девочка из Амстердама. Тут вопрос: насколько вы хотите. Так как ему можно отправить по почте, а он может из Риги отправить транспортной кампанией
УдалитьЯна, узнала много интересного и важного, спасибо!
ОтветитьУдалитьРади этого и пишу интервью
Удалить